Диагностика неисправностей и ремонт
Диагностика неисправностей и ремонт СП — это сложное, трудоемкое, но тем не менее вполне посильное и очень интересное дело. Итак, вы пришли на работу, включили ПК и по прошествии некоторого времени убедились в том, что ПК не работает, а все признаки указывают на выход из строя системной платы/motherboard.
Как найти место неисправности?
Неисправность СП может быть обнаружена при первоначальном запуске ПК (самотестировании, загрузке операционной системы), при прогоне программ и в процессе работы (спустя 20-30 мин. после включения).
Прежде всего воспользуйтесь визуальной и звуковой сигнализацией, которая предусмотрена в ПК. Визуальная сигнализация обеспечивается программой самотестирования (Power On Self-Test — POST), записанной в ПЗУ BIOS и при каждом запуске ПК автоматически проверяющей правильность работы его узлов, микросхем СП и блоков ПК (об этом мы говорили выше).
Если, например, на экране дисплея высвечивается код ошибки 107, то по листингу этой программы можно определить, что не прошел тест NMI, т. е. ПК не сможет выполнить немаскируемое прерывание, вызванное какой-либо аппаратной неисправностью.
Далее сервис-инженер с помощью измерительной аппаратуры и электрической схемы СП определяет место неисправности. При выходе из строя ПЗУ BIOS выполнение тестовой программы POST становится проблематичным и ошибки на дисплее не высвечиваются. Звуковая сигнализация (различные сочетания коротких и длинных гудков) также позволяет локализовать неисправность. Например, пять коротких гудков обычно свидетельствуют о выходе из строя микропроцессора, а девять коротких — об ошибке в контрольной сумме ПЗУ BIOS.
Выход из строя ПЗУ BIOS, потеря или искажение информации о конфигурации, хранимой в энергонезависимом ОЗУ (CMOS) на СП — вот примеры часто встречаемых неисправностей СП.
Диагностика неисправностей осуществляется двумя способами: программно и с помощью приборов (осциллографа, логического пробника и анализатора).
Программный способ реализуется с помощью встроенной программы POST, специальных диагностических программ (Checklt, Norton Disk Doctor, QAPlus и др.), а также с использованием диагностических плат, например типа ДП-1 фирмы «РОСК».
Диагностическая плата устанавливается в свободный разъем СП, и после включения ПК на ее индикаторе отображается код ошибки. Применение диагностической платы существенно повышает вероятность верной локализации неисправности. Большинство зашитых в платы диагностических программ написаны в расчете на то, что микропроцессор работает правильно.
Такой подход вполне оправдан, поскольку микропроцессор выходит из строя очень редко.
Необходимо отметить, что наличие листинга с исходным текстом BIOS на ассемблере намного увеличивает шансы самостоятельно разобраться со своими проблемами. Для диагностики вторым способом требуются определенные знания в области электроники и вычислительной техники и навыки работы с тестовым оборудованием.
Методика поиска неисправностей этим способом состоит в последовательной проверке:
• правильности установки всех переключателей режимов работы СП;
• напряжений питания СП ±5 В и ±12 В;
• всех кварцевых генераторов, тактовых генераторов и линий задержки (кстати, линии задержки часто выходят из строя);
• работы микропроцессора (наличие штатных сигналов на выводах);
• функционирования шин адресов, данных и управления;
• сигналов на контактах микросхем ПЗУ и ОЗУ;
• сигналов на контактах разъемов расширения СП;
• временной диаграммы работы набора СБИС и схем малой степени интеграции.
Если вы хорошо знакомы с аппаратной частью ПК, имеете достаточный опыт диагностики и ремонта и располагаете электрическими схемами СП, то найти неисправную компоненту не составит для вас особого труда. Далее нужно будет лишь позаботиться о том где приобрести исправную и как ее заменить без особого ущерба для электронной схемы системной платы.
В альтернативном случае,е ели неисправная компонента не поддается определению или нет возможности для ее замены, вам просто придется поменять системную плату на исправную.